В собрании Екатерининского дворца в настоящее время хранится около 100 самостоятельных
янтарных вещей, которые можно разделить на три группы.
Самая большая из них - работы североевропейских (немецких,
польских, скандинавских) мастеров XVII - XVIII веков. Вторую группу в коллекции
Екатерининского дворца составляют изделия, изготовленные в
России в XVIII веке. К третьему разделу относятся вещи,
выполненные в XIX - начале XX века в Западной Европе и на
Востоке.
Начало сложения коллекции в Большом царскосельском (позднее Екатерининском)
дворце относится к 1765 году, когда сюда из Камерцалмейстерской части
(кладовой императорского двора, находившейся на территории Летнего сада в Петербурге) присылается
множество янтарных изделий для починки мастерам, которые к тому времени заканчивают реставрацию
Янтарной комнаты дворца. К сожалению, сейчас нам неизвестна предыстория присланных вещей, но,
судя по плохой сохранности, ими часто пользовались.
Всего в реестр 1765 года входило более 70 предметов. Интересно рассмотреть этот
список и определить первоначальный состав коллекции.
Прежде всего, обращают на себя внимание 7 крупных вещей - шкафы и поставцы -
дань моде и новой технике начала XVIII века, когда появилась янтарная мозаика на деревянной
основе, позволявшая создавать изделия внушительных размеров. Три самых больших шкафа были внутри
украшены зеркалами, в одном из них - 17 выдвижных ящичков, в двух других - по 21.
Из-за своей непрочности находившиеся в Царском Селе предметы
мебели, отделанные янтарем, начали разрушаться уже в начале XIX века. До нашего времени
дошел лишь настольный комодик с семью ящичками и с наборным рисунком на крышке, выполненным из
янтаря в технике мозаики.
Большое место в реестре 1765 года занимают предметы культа: кресты и распятия с
дарохранительницами. Почти все они поступили в Царское Село в
плохом состоянии и также не сохранились. В собрании Екатерининского дворца
сейчас нет ни одной подобной вещи, но в музее Академии художеств находится распятие с
дарохранительницей конца XVII века, близкое по стилю к работам польского мастера Фридриха
Шмидта, которые имелись в коллекции Царского Села.
Основную часть собрания во второй половине XVIII века составляли корпусные
вещи - коробочки, шкатулки, ларцы, самые разнообразные по форме и отделке. Среди них были
шкатулки квадратной, граненой и круглой формы, футляры для маникюрных принадлежностей, комплекты
с фишками для различных игр, ящичек с солнечными часами и гербом - подарок Фридриха I.
В списке приведены также сведения о нескольких янтарных настольных подсвечниках, о раме
для зеркала, песочных часах, коробочках для конфет, табакерках, ложках, настольных резных
украшениях, блюдцах, ножичках, рукоятках. К особенностям коллекции можно отнести отсутствие в ней
кубков, ваз и чаш - широко распространенных в XVI - XVII веках янтарных изделий.
К сожалению, многие из вещей, указанных в списке 1765 года, до нашего времени не дошли:
часть их бесследно исчезла или погибла в 1820 году во время пожара в Екатерининском
дворце, а остальная - разрушилась ввиду непрочности и хрупкости самого материала.
В 1830-х годах детали плохо сохранившихся вещей были использованы для реставрации других
предметов из этой же коллекции.
История существования собрания янтарных вещей после 1765 года связана не только с
потерями, но и с поступлением новых изделий.
В конце 1760-х годов появляются вещи, изготовленные в царскосельских янтарных
мастерских, в 1780-х годах из Петергофа возвращается янтарный стол, сделанный, очевидно,
тоже в Царском Селе. Между 1788 и 1794 годами в
Екатерининском дворце появилось несколько янтарных предметов из императорского
Кабинета. Судя по описанию, среди них был футляр с шахматной доской из личных вещей Елизаветы Петровны.
Известны некоторые поступления янтарных изделий и в XIX веке: в описи, относящейся
к 1810 году, упоминается "штука китайская оклеена янтарём с выдвижными ящиками под
красным лаком". В 1819 году из Генерального штаба передается янтарный медальон с
портретом Елизаветы Петровны. В 1830 году получены две шкатулки,
вывезенные ранее из Несвижского замка князей Радзивиллов: одна из них - с игральными
фишками, а под другой шкатулкой, возможно, подразумевался ларец с подписью знаменитого мастера
Готтфрида Турау. Во второй половине XIX века в Екатерининский дворец
попадает большое количество мундштуков для кальянов и сигар.
Последнее поступление в дореволюционный период относится к 1913 году, когда
Николаем II был приобретен в Петербурге большой ларец с императорской короной на крышке.
Продолжает пополняться коллекция художественного янтаря Екатерининского
дворца-музея и в настоящее время. Так, за последние годы поступило несколько
курительных трубок из пенки и янтаря немецкой и австрийской работы конца XIX - начала
XX века, янтарные письменные принадлежности начала XX века. Приобретено несколько
изделий из янтаря современной работы, связанных с иконографией
Царского Села.
На протяжении двух столетий изменялась и экспозиция дворцового собрания янтаря. В конце
XVIII - первой половине XIX века изделия не находились в Янтарной комнате постоянно:
по мере ухудшения сохранности они передавались в специальную кладовую при Янтарной комнате
(точно известно о таких перемещениях в 1787 и 1794 годах), а в 1823 году поломанные
вещи поступили в Гардемебельную кладовую, откуда возвратились в Янтарную комнату в 1833 году
после реставрации. В 1852 году, согласно описи убранства Янтарной комнаты, в ней находилось
всего 6 вещей, в 1861 году - 62 (в белой резной витрине, обитой синим бархатом, и на
двух таких же этажерках), а в описи, составленной Д. В. Григоровичем в 1888 году,
указано, что вещи размещены в Янтарной комнате в трех витринах: "71 предмет с мелочью".
Заново экспозиция янтарных изделий устраивается в начале 1910-х годов , когда была сделана
попытка создания в Янтарной комнате музея. Эта экспозиция, размещенная в трех застекленных
витринах, просуществовала до 1941 года.
Во время Второй мировой войны почти все янтарные предметы из Екатерининского
дворца были эвакуированы в Новосибирск и благодаря этому обстоятельству сохранились.
<<
>>
информация |
история |
описание |
декоративная отделка |
флорентийские мозаики |
плафон и паркет |
коллекции |
библиография |
второе рождение |
исследование |
технологии |
процесс |
современно |
финансирование |
динамика |
мастерская |
пазл |
о янтаре |
музей |
музей |
музей |
возвращение |
о проекте
|